Статья опубликована в журнале Стиль №4 (125) май 2015
Совершенно
неожиданно в Новосибирске разразился скандал вокруг постановки режиссера
Тимофея Кулябина оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», поставленной на сцене
Новосибирского театра оперы и балета. Часть зрителей и священнослужителей
почувствовали себя оскорбленными декорациями, на которых был изображен Иисус Христос
рядом с обнаженной женщиной. Создатель декораций уже был известен со своими
декорациями аналогичного содержания в театре Красный Факел. Абсолютный ремейк
того, что произошло во Франции в связи с карикатурами на пророка Магомета,
опубликованных в одном из сатирических журналов. Все мы знакомы с той драмой,
которая после произошла в помещении той редакции.
Я
бы не стал писать эту заметку, если бы не перечитал знаменитую книгу итальянского
писателя Умберто Эко "Имя Розы", написанного на историческом фоне
раннего средневековья. По сюжету этого детективного романа, тогдашний Шерлок
Холмс - Вильгельм вместе со своим послушником и помощником, тогдашним Доктором
Ватсоном, исследуют причины смерти одного из монахов Бенедиктинского монастыря. Сеть монастырей Ордена Бенедикта
охватывала тогда всю католическую Европу. Средневековый мир в это время
находился в состоянии хаоса. Религия и одновременно государство быстро теряли
власть. Император и Папа воевали друг с другом. Независимо росли города,
процветала инквизиция. Вне монастырская церковь богатела за счет индульгенции,
которая покупалась прихожанами и им за это отпускались любые грехи. По дорогам
бродили массы странников самого разного сорта: беглые солдаты, странствующие
монахи, нищие, беглые крестьяне. Царствовал хаос, а народ бедствовал. Орден бенедиктинцев
наоборот богател и накапливал драгоценности и богатство. Особенностью
монастыря, в который ехал следователь-детектив Вильгельм, была самая знаменитая
библиотека во всем европейском мире. В течение сотен лет там накапливались
знания в книгах, и из всех стран Европы приезжали монахи для переписывания
уникальных книг. Доступ в библиотеку имели только библиотекарь и его помощник,
а переписчикам книги выдавались под расписку в специальный зал библиотеки. По напряженности сюжета и искусству
детективных ходов книга Умберто Эко для меня, например, не имеет равных в
современной детективной литературе. Сам Умберто Эко не только писатель, но и
историк, и философ средневековья, и крупнейший религиовед.
Одним
из основных предметов религиозной дискуссии в те годы было обсуждение образа
Христа. В основном, обсуждались две проблемы: во- первых, имел ли Христос свое
имущество?; и во-вторых, смеялся ли когда-нибудь Христос? Фанатики «чистоты»
Христова облика утверждали, что он не имел никакого имущества и категорически
никогда не смеялся. Смех не мог поощряться Христом, так как если бы он смеялся,
то и простецы - так священники называли простой народ, могли бы допустить
возможность насмехаться над самим Христом, а это разрушение религиозных основ.
При развитии сюжета этого детектива в монастыре был совершен еще ряд убийств, и
стало ясно, что главной целью было проникновение в книгохранилище с целью
похищения книги - второго тома трудов Аристотеля. В конце концов, оказалось,
что в первом томе излагались основы написания драм и трагедий, а во втором -
описывалось искусство комедии. Этот том охранялся больше, чем несметные
богатства монастыря. Дело представлялось таким образом, что если комедии будут
возведены в ранг искусства великим философом, то разрушительное влияние смеха
может привести к падению любого государственного режима, в том числе и к
падению церкви. Апологетами ордена, где находился этот монастырь, считалось,
что все знания уже добыты и науку нельзя более развивать. Богатеть можно только
монастырям и церкви, и недопустимо в народе остроумие, критиканство в форме комедии
или в любом другом виде насмехательство над церковью и властью.
Ситуация
до смешного повторяется и сейчас. Папа запретил всем католикам чтение книги
Умберто Эко. Думаю, чем он и сделал большую рекламу Умберто Эко, и книга
действительно переиздается большими тиражами. Россия - страна атеистов.
Восстановление влияния церкви происходит очень медленно. Молодежь с трудом
воспринимает риторику проповеди, внешнюю роскошь и торжественность
богослужения. Нет доступных книг, излагающих историю христианской религии. В Германии,
например, такая книга есть в виде романа Томаса Манна «Иосиф и его братья». Я
лично принимаю на сто процентов послание от Луки "внештатного
пророка", а Христа представляю себе больше как человека, чем Бога и как
проповедника, по существу, коммунистических идей в тот год, когда он предстал
перед римским наместником Пилатом. Я как атеист думаю, что с креста его сняли
его же сторонники, а может быть и сам Пилат. Для усиления своего авторитета
вполне возможно, что Христос привлек внешний авторитет в виде Бога. Мне
кажется, для атеиста это нормальное объяснение. Я этим не оскверняю образ
Христа. Вполне допускаю, что истинно верующие люди могут воспринять изображение
Христа как обычного человека - как оскорбительное. Убежден в том, что ко всему надо
относиться более хладнокровно и не раздувать подобные скандалы. Это приводит
только к рекламе автора скандала. Вспомним историю с группой «Pussy Riot», мелкое хулиганство которой дало группе мировую
известность и даже были горячие головы, призывающие представить их к
Нобелевской премии. После легкого внушения их надо было бы отпустить. Лучшая
реакция на любое шокирующее явление, совершенное для саморекламы - никак не
реагировать. Ни Наполеон, ни Черчилль никак не реагировали на карикатуры,
которые регулярно появлялись на них в средствах массовой информации. Наполеон
сам часто иронизировал над своим животиком и многими своими привычками. Я
убежден, что Христос сам посмеялся бы и не обиделся бы на то, что он побывал в
пещере немецкой Венеры. Сам Тангейзер по
существу, по всем легендам - рыцарь Крестоносец, который произвел сексуальную
революцию среди рыцарей того времени. Если постановки Тангейзера не будут
продолжены, то это будет большая потеря для зрителя. Музыка Вагнера
великолепна, сама опера – тоже, от зрителей нет отбоя. А такая острая реакция
со стороны церковной и судебной власти ни в интересах церкви, ни в интересах
зрителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий