понедельник, 29 марта 2010 г.

Интервью с Брайаном Сполдингом

 Интервью Брайана Сполдинга - члена королевского общества Великобритании, академика Российской академии наук и многих академий мира журналу Стиль.
(Опубликовано Стиль 11(66) 2009г. )

Брайан Сполдинг


КРЕДО ЛЮБОГО УЧЕНОГО: НЕУГОМОННОСТЬ, НЕВЕЖЕСТВЕННОСТЬ, ЛЕНЬ


В сентябре месяце этого года на конференцию по горению был приглашен крупнейший специалист в области теплофизики Брайан Сполдинг. Брайан Сполдинг - член королевского общества Великобритании, академик Российской академии наук и многих академий мира. В прошлом году он был удостоен международной премии «Глобальная энергия». Обладателями этой премии в Новосибирске являются академики В. Е. Накоряков и А. Э. Конторович. Журналу Стиль удалось взять интервью у знаменитого ученого.


(текст: Ольга Зонова)




СТИЛЬ: Вы достигли выдающихся успехов в науке, что Вас вдохновляло?
БРАЙАН СПОЛДИНГ: Я люблю Россию, и даже перевел некоторые стихи Александра Сергеевича Пушкина на английский язык и издал эту книгу для английского читателя. Ответ на Ваш вопрос я дам стихами Киплинга, которые я перевел на русский язык:


I HAVE THREE KINDLY LADY FRIENDS...
(an imitation of Rudyard Kipling's 'Six Honest Serving Men')
ТРИ МИЛЫХ ДАМЫ ВЕК СО МНОЙ...
Подражание Р. Киплингу


I have three kindly lady friends
And honour every one;
Each her unique ingredient lends
To everything I've done.


Три милых дамы век со мной,
Не славить их нельзя;
Вклад каждой - бесподобный, свой -
Во всём, что сделал я.


The first tells me each night: «l'm bored;
«Just find some newer game;
«Else don't expect from me reward.»
RESTLESSNESS is her name.


Одна вдруг, ночи посреди,
Заноет: «Жаль труда
На выдумки? Наград не жди!»
НЕУГОМОННОСТЬ, да.


The next sweeps mental store-rooms clear;
So, if by any chance
New thoughts float in, they'll find space there.
Her name is IGNORANCE.


Другая вымела чулан Мозгов.
Лишь мысль придёт
Туда, простор ей полный дан.
НЕВЕЖЕСТВЕННОСТЬ, вот.


The third, who nothing does all day,
Has brought me most success
By urging: «Find some simpler way.»
Her name is LAZINESS.


А третью, что весь день без дел,
С восторгом помяну;
Шпыняет: «Проще не сумел?»
Вы ЛЕНЬ узнали, ну?


All three say none more ignorant
Or lazy they have found;
So of their aid I'll nothing want
Till I am underground.


Похвалят: неучей братву
Оставлю за собой;
Поэтому, пока живу,
Они всегда со мной.


And RESTLESSNESS, e'n then, has said,
I'll not have long to wait;
For she can help the restless dead
Quickly re-incarnate;


Но мой, НЕУГОМОННОСТЬ мнит,
Застой - не на века;
Реинкарнацию сулит
(Знаток - наверняка);


And has a genius or two
Just waiting in the womb
For me; so, to her precepts true,
I living can resume.


Угодно гения иль двух
В утробе ей держать -
Лишь для меня; заманчив дух,
Начну я жизнь опять.


If I shall promise, as I do,
These three nightly to bless:
First RESTLESSNESS, then sisters two:
IGNORANCE, LAZINESS.


Когда ночами (всё ж допёр!)
Вспою, приняв их сень,
НЕУГОМОННОСТЬ и сестёр:
НЕВЕЖЕСТВЕННОСТЬ, ЛЕНЬ.


Таким образом, у меня три начала, ко­торые всегда жили во мне и, наверное, во всех людях: неугомонность - то есть, стремление что-то делать, хотя этому препятствует лень и отсутствие знаний - невежественность. Лень и невежественность приходится преодолевать с помощью труда, а без истиной страсти и любви к науке это невозможно. Счастливы те люди, которые любят науку, и мне с этим повезло.


Ваши коллеги говорили мне, что Вы занимаетесь и бизнесом?


Трудно назвать это бизнесом. Это та же наука. Уже в конце 60-х годов я понял важность создания стандартных кодов программ для расчета аэродинамики теплообмена горения в энергетических устройствах, атомных электростанциях, двигателях разных типов, горения и теплообмена в топках парогенераторов и многих других. Изданные на эту тему книги и коды принесли мне некоторый коммерческий успех.


За что Вы любите Россию и русский народ?


Самый простой ответ заключается в том, что никто не может точно ответить на вопрос, за что он любит то-то или кого-то. Мужчины и женщины любят друг друга, но никто никогда не скажет, за что он любит, это нельзя разложить по полочкам. Но очевидно то, что русские очень доброжелательны в основной своей массе. Напряженность существует толь ко в первые часы знакомства. Русские люди умеют дружить, они откровенны и не поражены чумой западного мира - искать счастье в деньгах.


Имеете ли Вы увлечения кроме занятий наукой?


Я люблю много гулять. Мой дом в Англии находится неподалеку от знаменитого Уимблдона. В субботу мы с женой часто отправляемся на ежедневные прогулки на целый день. Люблю подолгу плавать в море, люблю писать стихи, люблю пу­тешествовать по миру. После России я собираюсь лететь в Южную Африку, а в следующем году обещал профессору Накорякову пожить в его доме в сотне кило­метров от Новосибирска.

Комментариев нет:

Отправить комментарий