понедельник, 29 марта 2010 г.

В ожидании нового Российского ренессанса

(Опубликовано Журнал Стиль 11(66) 2009г. )Считаю, что за последние годы Новосибирск достиг многого за счет труда бизнесменов, банкиров, деятелей образования, церкви, культуры и науки.
Недавно город посетил мой старший друг, лауреат премии «Глобальная энергия», член королевского общества, профессор Брайан Сполдинг. Он был до этого в Новосибирске и Академгородке сорок лет назад. Конечно, он не узнал город - новые здания банков, офисов и гостиниц, современная набережная, прекрасный ресторан «У Вацлава», где мы имели ланч, универсам «МЕТРО».
По журналу «Стиль» и другим публикациям мне известны организаторы строительства, владельцы этих офисов, гостиниц, торговых центров. С такими из них, как Бойко, Терешков, Степанов, Иноземцев я познакомился через публикации в журнале «Стиль». Совладельца МДМ-Банка я знаю хорошо со времен университета. Так же хорошо знаком с одним из лидирующих рестораторов города Ивановым. Я знаком со многими бизнесменами «среднего», условно говоря, уровня - Рудаковым, Мандроновым, Гинзбургом. Они упорно развивают свой бизнес, не жалуются на трудности кризисного времени, принимают этот кризис как реальную жизненную трудность, которую необходимо преодолеть. Удивительно, что они видят новые возможности, возникающие в кризисное и послекризисное время, и максимально мобилизуются для будущего рывка вперед.
Особенно остро эпоху перемен всегда чувствуют люди науки и искусства. Страна начинает осознавать важность естественных наук, инженерного искусства, фундаментальной науки. Начал расти конкурс на инженерные специальности в технических вузах, повышается качество поступающих на физические, химические, биологические специальности университета, растет количество желающих идти в аспирантуру, защищать диссертацию. Это какой-то фатальный признак окончания кризисного переходного периода.
Послереволюционная Россия двадцатых годов дала миру Прокофьева и Рахманинова, Булгакова и Платонова, Шолохова, нобелевских лауреатов Семенова и Капицу, художников Шагала и Кандинского, поэтов Маяковского, Мандельштама, Цветаеву и многих других. Произошел невиданный по размаху послереволюционный российский ренессанс, и я абсолютно не сомневаюсь в том, что сейчас в России начинается новый российский ренессанс. Эта уверенность укрепляется в результате знакомства с такими людьми, как священник из села Болотное отец Анатолий. Вместе со своим братом он оставил врачебную деятельность и посвятил свою жизнь оздоровлению человеческих душ.
Недавнее знакомство с Лыковым, который написал книгу «Ордынская хроника», еще раз убедило меня в том, что количество активных, неравнодушных, оптимистично настроенных людей, наверно, не меньше, чем кухонных скептиков.

ЧЕЛОВЕК ГОДА

Очень много для создания образа Новосибирской области и города сделал художник Александр Тришин. Много лет назад я приобрел его небольшую картину, где изображен обычный деревенский дом в селе Спирино. Приобрел неслучайно на одной из выставок, так как при взгляде на эту картину меня, как говорят, «торкнуло». Небольшая картина мгновенно утверждает красоту сибирской природы своим сочетанием цветов пейзажа, в который вписывается традиционное для России жилье - одноэтажный деревянный дом. Картина приводит душу в состояние покоя и стабилизирует настроение.
У меня было две встречи с этим художником. Последняя _ летом этого года. Александр Семенович бодр и здоров. Мы встречались в его доме, в этом же селе Спирино. За прошедшие годы он достиг известности, его картины покупают, но он не пишет по заказу. Он пытается осмыслить окружающее по-новому, зная все изменения в мире изобразительного искусства, принимая новые идеи. О чем бы мы не говорили - о черном квадрате Малевича, сюрреализме Сальвадора Дали, великом критянине Эль Греко, новосибирском художнике Грицюке или Шилове, о импрессионистах, его точка зрения была одна - каждый художник видит мир по-своему. Можно ужасаться миром, как это сделал Мунк в его картине «Крик», можно радоваться миру, как Клод Мане или Ренуар. Важно не отрицать новое, а пытаться понять художника. Важно не зачислять художника в мистификаторы.
Такой подход к любому искусству обогащает человека, заставляет его думать, а в этом и состоит задача искусства. По существу такие люди, как Тришин, при внимании к его творчеству и к нему в средствах массовой информации, могли бы оздоровить наши средства массовой информации, начиная с телевидения и заканчивая Интернетом. Просто критикуя то, что происходит на экранах, в Интернете мы ничего не достигнем. Те положительные, позитивные изменения в нашей жизни преодолевают сопротивление и, входя в сознание народа, могут изменить торжествующий сейчас скептицизм к позитивному восприятию изменений, воскрешению надежд на будущее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий